В нашем обзоре мы рассмотрим два мощных мотора от компании Haswing, это Protruar 3.0 и Protruar 4.0G с тягой 110 и 130 Lbs соответственно.
Соблазн попробовать более мощный мотор был велик и мы начали с Protruar 4.0G.
Главный вопрос, который интересовал наших специалистов и, наверное большинство читателей - какая будет максимальная скорость и сможет ли электромотор, с очень приличной тягой в 130 Lbs, заменить бензиновый мотор 2 - 3 л.с.
Второй вопрос, на сколько хватит заряда аккумуляторов 100 а/ч. Т.е. у нас два аккумулятора 12 Вольт/100а/ч.
Так как мы соединяем их последовательно, то получаем 24В и те же 100 а/ч.
Почему мы сравниваем не с 4х сильным, ведь производителем он заявлен, как 4 Hp (л.с)?
Потому что это сравнение основано на измерении максимальной тяги мотора, а не по скоростным характеристикам.
Если же сравнивать по мощности, то 1,8 кВт (Protruar 4.0G) - соответствует 2,45 л.с. у бензинового мотора.
Поэтому сначала немного о характеристиках и функциональных особенностях Haswing Protruar 4.0G:
Тяга: | 130 Lbs |
Мощность: | 1800 Ватт |
Напряжение: | 24 Вольт |
Диаметр винта: | 11,8 дюйма |
Обороты винта: | 1100 об/мин |
Это очень технически продвинутый мотор с большим количество полезных особенностей:
-
Асинхронный двигатель (бесщеточный)
-
ШИМ - бесступенчатая регулировка скорости
-
Водяное охлаждение
-
Светодиодный дискретный индикатор разряда аккумулятора
-
Муфта блокировки винта при столкновении с препятствием
-
Чека безопасности
-
Наклон румпеля (головы мотора)
-
Защита от "сухого" включения
-
Редуктор для оптимальной передачи крутящего момента
Мы взяли небольшую лодку "Alligator Debut 290" - длина 3 м.
Питание обеспечили два тяговых AGM аккумулятора 100 а\ч., последовательно соединенные (24 в).
И так, поехали:
Ручку управления скоростью выкручиваем на максимум и фиксируем предохранительной чекой и...
Оказывается мотор оборудован плавным пуском и набор скорости происходит постепенно, предсказуемо, но очень напористо. Потребовалось не более 3-5 секунд...
Мотор резво подхватил небольшую лодку, нос немного приподняло, кильватерная струя многообещающе забурлила...
Делаем замер скорости: и получаем 10,5 км.ч. ................Много это или мало?
Для примера мы взяли наши замеры на моторе Suzuki 2.2 л.с и пластиковой лодке 3,5 метра - 11-12 км/ч (сделаны весной)
Учитывая, что "ход" у пластиковой лодки гораздо лучше чем у надувной, можем предположить, что электромотор Haswing Protruar 4.0G на пластиковой лодке должен показать похожие результаты.
Далее на очереди Haswing Protruar 3.0 - он имеет чуть более скромные характеристики, но вполне серьезные для лодочного электромотора.
Тяга: | 110 Lbs |
Мощность: | 1440 Ватт = 1,96 л.с |
Напряжение: | 24 Вольт |
Диаметр винта: | 9,3 дюйма |
Обороты винта: | 1450 об/мин |
Электромотор Protruar 3.0 - имеет исполнение с наклоняемым румпелем, дискретным индикатором разряда, муфтой блокировки винта и многим другим...
В отличии от Protruar 4.0G он не имеет водяного охлаждения, встроенного редуктора и чеки безопасности.
Ходовые испытания Haswing Protruar 3.0 в комплекте с "Alligator Debut 290" (длина 3 м) - не выявили значительных отличий от Protruar 4.0G.
Т.е. скорость, разгон, удобство управления и прочее - вполне сопоставимо с Protruar 4.0G. Возможно это обусловлено небольшим размером лодки и большими оборотами винта у Protruar 3,0 (1450 против 1100 об.мин), при меньшем диаметре винта (9,3 против 11.8 дюймов)
Второй вопрос - по продолжительности плавания на АКБ 100 а\ч на столь мощном моторе - скажу сразу, что заряда нам хватило на целый день испытаний и сигнал о разряде совпал с красивым летним закатом.
Это не значит, что мы откатали 6 часов без остановки, но режим нашего движения был схож с рыбалкой. Т.е. доехали до места - половили, сменили место - половили... и т.д
Итого: Haswing Protruar 3.0 и Protruar 4.0G - это очень современные и технически продвинутые моторы .
Что понравилось:
-
Огромный запас тяги. Может толкать лодку массой до 3000 кг . Мы запросто могли взять на буксир еще пару - тройку лодок.
-
Внешний вид - это дело вкуса.
-
Удобство транспортировки и установки
-
Индикатор разряда батареи - видно даже при ярком солнце
-
Румпель объемный, прорезиненный
-
Можно управлять скоростью не фиксируя ручку "газа" (т.е. пока держишь ручку - едет, отпустил - останавливается Protruar 4.0G). С чекой ручка будет фиксироваться на выбранной скорости.
-
Контроль погружения мотора - когда мы поднимали мотор для проверки винта, электроника блокировала от его случайного включения. Это дополнительная защита рук при очистке винта от водорослей
-
Бесшумность. Справедливости ради, надо сказать что Protruar - не совсем бесшумный, но он почти бесшумный. В любом случае Вы слышите журчание воды за бортом, а не шум мотора
-
Регулировка наклона "головы" мотора, позволяет управлять лодкой как стоя, так и сидя на дне лодки
-
ШИМ - позволяет значительно экономить заряд батареи. Проводя тестовые заезды мы испытывали некоторое беспокойство, что мощный Protruar 4.0G - быстро "высадит" батарею...... но у нас был мотор с ШИМ и встроенным редуктором
Результат испытаний можно назвать - ожидаемым. Т.е. скорость вполне приличная, а тяга просто неописуемая.
Для кого и для чего предназначены современные и мощные моторы Haswing Protruar?
Каково их предназначение?
И стоит ли их покупать, если Ваша лодка далеко не 2 - 3 тонны весом и вполне хватит электромотора с тягой 30-40 Lbs?
Давайте попробуем ответить на эти вопросы:
-
Во первых, для любителей всего особенного, нетривиального, самого лучшего и совершенного.
-
Во вторых для тех, кто хочет ощущать запас мощности в любой ситуации
-
Кто не хочет брать бензиновый мотор (малой мощности), но хочет ехать на сопоставимой скорости
-
Для бесшумного перемещения (охота, ловля пугливой рыбы, заповедные места...)
-
В качестве вспомогательного мотора (маневрирование у берега, движение по мелководью)
-
Для любых лодок весом до 3 тонн.
А где же "ложка дёгтя", спросит читатель.....? Уж слишком все идеально....
Есть, есть - не переживайте... Главное неудобство - это вес аккумуляторов, ведь каждый из них весит внушительные 28 кг.
Но не спешите отчаиваться, ведь мы живем в 21 веке и технологии не стоят на месте. Стремительными темпами приходят в массы современные литий-ионные (Li-ion), литий-полимерные (Li-po), литий-ферумные (Li-fe) и прочие, прочие аккумуляторные батареи. Вес такой батареи емкостью 100 а\ч составит всего 10-12 кг.!!!
Аккумуляторный транспорт активно входит в нашу жизнь скутеры, самокаты, велосипеды, квадроциклы, автомобили и даже автобусы.
К стати, нам пообещали, что к концу 2019 - началу 2020 года в продажу поступят литий-полимерные (Li-po) и литий-ферумные (Li-fe) для электромоторов по вполне приемлемой стоимости от 16 до 30 т.р. в зависимости от емкости.
А так же новинка: электромотор со встроенным Li-Po аккумулятором Haswing PROTRUAR 3.0 29.6 V